К Кабельтов (голл. -
kabeltouw) - мера длины, равная одной десятой морской мили, т.е. 608
футам, или 185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился
вследствие того, что кабель на судне брался определенной, одинаковой
длины Каболка - самая тонкая составная часть растительного троса,
скрученная из волокон конопли, агавы или других растений. Каботаж
(фр. - cabotage) - плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное,
совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.
Калышка - петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Камбуз (голл. - kombuis) - кухня на судне. Канонерская лодка
(канлодка) - артиллерийский корабль для ведения боевых действий на
реках, озерах и в прибрежных районах морей. Водоизмещение канлодок:
морских - до 2,5 тыс. т, речных - до 1,2 тыс. т. Вооружение канлодок:
морских - 2-5 75-152-мм орудий, речных - 1-4 47-102-мм орудий, а также
зенитные пушки и пулеметы. Канонир - рядовой артиллерист в парусном
флоте. Капер - частное лицо, которое с разрешения верховной власти
воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата
купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных
держав. Каперское судно - в ХV-ХIХ вв. легкое вооруженное
мореходное судно частного владельца, снаряженного с разрешения
правительства воюющего государства для борьбы против морской торговли
противника и тех нейтральных держав, суда которых занимались доставкой
неприятелю предметов военной контрабанды. Владелец такого судна получал
каперское свидетельство и мог поднимать на корабле или судне флаг того
государства, которому служил. Карбас - гребное промысловое судно
среднего раз мера с одной мачтой, встречавшееся на Белом море,
использовалось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта,
вмещало до 70 человек. Карронада - короткая чугунная пушка.
Картечь - артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой
силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-ХХвв. - снаряд, состоявший
из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле
пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.
Каюта (голл. - kajuit) - отдельное помещение на судне для жилья; каюта
капитана, механика и т. д. Кают - компания - столовая и место
отдыха командного состава корабля. Квартир - мейстер - младший
унтер-офицер во флоте. Киль (англ. - keel)- основная продольная
связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по
диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из
выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на
металлических киль делается из вертикально поставленных листов,
скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными
горизонтально. Киль-блоки - две подставки из дерева, вырезанные по
форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки. Килевание -
наклон судна на бок на столько, чтобы киль вышел из воды.
Киллихтер, Килектор (от голл. 'kiellichter" - плавучий грузоподниматель)
- судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством.
Кильсон - продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая
днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по
ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На
деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый
поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной
крепости, но и связь между шпангоутами.
Кип - желоб на щеках,
юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой
планке, служащее для проводки троса. Киповая планка - используется
как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта.
Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается
вертикальный вращающийся роульс. Клевант - 1. Конусообразный кусок
твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2.
Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой
(кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на
которых они поднимаются. Клетень - слой шкимушгара, тонкого линя
или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью
полумушкеля. Клетневание - особый вид такелажной работы,
заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут
клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал
следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее
концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или
проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.
Кливер - косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.
Клипер - парусно-паровой(винтовой) быстроходный военный корабль.
Вооружен 6 - 10 орудиями. Имел водоизмещение от 600 до 1.500 т.
Клотик - деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или
флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или
кипов для фалов. Клюз - отверстие в борту для якорной цепи.
Кингстон (англ. - kingston valve - заборный клапан) - отверстие с
клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приема или
удаления воды. Кнехты - парные металлические тумбы, отлитые вместе с
основанием - плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой,
кормовой части и бортов судна и служат для закрепленил тросов при
швартовке. Книпель - снаряд, употреблявшийся для повреждения
рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер
или полуядер, соединенных между собой железным стержнем или цепью.
Книпели были малоэффективны и быстро вышли из употребления. Кница -
деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами. Кноп - узел в
виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его
коренного конца. Княвдигед - у старинных парусных судов выдающаяся
вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась
резной фигурой. Колышка - род узла для укорачивания снасти или
сделанная для каких-либо целей петля на тросе. Комингс -
вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые,
световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери
на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм. Компас (голл. -
kompass) - основной мореходный инструмент, показывает направление стран
света и направление, по которому идет судно. Конец коренной -
условное название закрепленного или же не используемого в работе конца
троса. Конец ходовой - условное название того конца троса, к
которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно
используемого (перемещаемого) при завязывании узла. Кончебас -
турецкое гребное одномачтовое судно, вооруженное легкой артиллерией.
Корабль (гр. - karabos) - то же, что судно, т.е. плавучее сооружение
для перевозки пассажиров и грузов, водного промысла, добычи полезных
ископаемых, а также для военных целей. Корабль новоизобретенный -
тип военного корабля, применявшегося в русском флоте в период
русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Отличался уменьшенными размерами,
низкой прочностью корпуса, плохими мореходными качествами. Корвет (от
лат. "corbita" - корабль) - в XVIII-ХIХвв. трехмачтовый корабль
водоизмещением 400-600 т с полным прямым парусным вооружением, имел до
32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских
действий. С 40-х годов XIX в. - колесный, а затем винтовой
парусно-паровой корабль (водоизмещение во 3500 т, скорость до 14 уз).
Корма - задняя оконечность судна. Корсары - частные лица,
действующие на хорошо вооруженных легких судах против торгового
судоходства с целью разбоя. Коч - мореходное парусное судно
северных и сибирских промышленников, совершавших плавания для отыскания
новых земель и островов. Кочмара - большая парусная одномачтовая
промысловая лодка. Коуш - металлическое кольцо, имеющее на наружной
своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.
Кофель-нагель - деревянный иди металлический стержень с рукоятью на
верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на
него снастей бегучего такелажа. Кофель-планка - деревянный или
металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный
горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта. Крамбол -
толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и
поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в
парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
Кранцы - плетённые из верёвок подкладки, которые кладут между судном и
пристанью, чтобы борт не попортить. Крейсер - крупный корабль с
сильной артиллерией, торпедным оружием, имеющий большую скорость и
дальность плавания. Основное назначение-ведение боя в море с крейсерами
противника, разрушение береговых объектов, прикрытие конвоев и десантов,
действия на морских сообщениях противника, постановка минных
заграждений и т. д. В современном ВМФ имеются противолодочные крейсера.
Крейсировать -нести дозорную службу в определенном районе моря.
Кренгельс - кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы,
вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются
на брам-стеньги под брам-такелаж. Кринолин - площадка, где
размещались гребцы. Крюйс - слово, обозначающее, что части
рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит,
принадлежат к бизань-мачте выше её марса. Крюйс-рей - второй снизу
рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.
Крюйт-камера (голл. - kruit-kamer) - пороховой погреб на корабле.
Кубрик - 1. Жилое помещение для команды. 2. Название одной из палуб
парусного военного корабля, на которой жила команда. Кумпанство -
товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения
повинности постройки кораблей. Куттер - самое малое одномачтовое
судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14
орудиями.
Л Лаг - прибор ручной
или механический для измерения скорости хода судна. Лансон -
одно-двухмачтовое речное судно, предназначавшееся для транспортировки
войск. Ластовые суда - малые суда, обеспечивающие базирование
крупных военных судов. Латинское вооружение - треугольные паруса,
которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному
рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а
передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного
вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений. Легость - 1.
Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный
песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В
торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец. Леер -
металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос,
используемый для привязыаания парусов, стягивания тентов, сушки белья и
т.д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие
фальшбот судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей
за борт во время шторма. Ликтрос - мягкий трос, которым обшивают
кромки парусов. Линейный корабль (линкор) - в парусном флоте конца
XVII - середины XIX в. самый большой трехмачтовый военный корабль с
прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами, вел бой,
находясь в линии (кильватерной колонне). Водоизмещение до 5 тыс. т,
вооружение до 130 пушек; 2) в паровом флоте - крупный военный корабль с
мощной артиллерией и броней для уничтожения кораблей всех классов в
морском бою и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам.
Водоизмещение 20- 65 тыс. т, скорость до ЗЗ уз, толщина брони до 483 мм.
Вооружение: 8-12 орудий калибром 280-457 мм, до 20 универсальных орудий
калибром 100-152 мм, до 140 зенитных пушек. Экипаж до 2800 человек.
Линек - короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для
наказания матросов в старом флоте. Линия баталии - боевой порядок
парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.
Линь - тонкий растительный трос диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров,
свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются
плетеные лини. Лисели - дополнительные паруса в форме трапеций,
которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.
Лисель-реек - реек, к которому пришнуровываеся лисель.
Лисель-спирты - тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на
фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей. Лодья
(ладья) - морское и речное парусно-весельное судно славян VI - XIIIвв.,
затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20
м,ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные
машины. Строительство ладей прекращено в России в начале XVIII в.
Лонг-салинг - два деревянных продольных бруса, прикреплённые к нижней
части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и
чиксами. Служат основой марса или салинга. Лопарь - трос, основанный
между блоками или юферсами. Лот (голл. - lood) - свинцовый груз
или просто груз, служащий для измерения глубины. Лотлинь -
специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для
измерения глубины. Лоция - описание морского водоема и руководство
для плавания. Лоцман (голл. - loodsman) - лицо, измеряющее лотом
глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты,
через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание
побережья, проходов, течений, фарватера и т.д. Люверс - круглая,
обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и
т. п. Люгер - небольшое трехмачтовое военное судно первой половины
XIX в. с вооружением 10 - 16 пушек. Применялись для посыльной службы.
М Магазин - плавучий
склад. Манильский трос - трос, изготовленный из волокна листьев
многолетнего травянистого растения абака - прядильного банана.
Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится
морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не
выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.
Мантыль - кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на
другом - коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный
строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж. Для этой цели
закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока
закладывают талреп, а в коуш - гак сейталей. Марка - несколько
плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для
предотвращения. его расплетания. Марс (марсовая площадка) -
площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и
краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для
некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных
кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.
Марса-гитовы - одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой
убирают марсели. Марса-драйреп - снасть бегущего такелажа
марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой
марса-рей, когда марсель закреплен. Марса-рей - рей, к которому
привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте. Марсель - второй
снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.
Мартин-гик - рангоутное дерево, укреплённое вертикально под бушпритом
своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа -
утлегарь- и бом-утлегарь-штагов. Мателот - соседний корабль в строю.
Moжет быть передним, задним, левым или правым. Матрос (англ. -
seamen) - лицо из состава верхней команды на судне. Мачта -
вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки
парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема
флажных сигналов и т. д. Миля морская - морская единица длины,
применяемая для измерений на море, равная 1852 м. Cтарая русская миля
равнялась 7.468 м. Монитор - Броненосный башенный корабль
береговой обороны с небольшой осадкой. Водоизмещение мониторов: морских -
до 8000 т, речных - до 1900 т. Вооружение: 2-3 орудия крупного калибра (
до 381 мм). Получил типовое название по наименованию первого корабля
этого класса "Монитор", построенного в США в 1861-62. Морская
сажень - 6 футов (1.83 м). Мортира - Орудие крупного калибра для
навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров. Мусинг -
кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.
Н Набор судна -
каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных
связей. Нагель - деревянный гвоздь. Нактоуз - ящик или шкалик,
на котором укреплен компас. Неф - старинное парусное судно,
ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и
сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей.
Нок - конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под
некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафаля, рея и т. д.).
О Обводы - внешние
очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом.
Обух - болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с
проушиной в верхней своей части. Огон - кольцо из троса, сделанное
на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на
рангоутвое дерево. Октан - угломерно-отражательный мореходный
инструмент. Оплетка - конец снасти, заплетенной особым способом для
предотвращения его от развивки. Обычно оплетками раделываются концы
всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на
такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр. Орудийный расчет
(орудийная прислуга) - личный состав, обслуживающий артиллерийское
орудие согласно боевому расписанию. Осадка судна - отстояние от
грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей части судна.
Отдать конец - отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или
выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с
берега или с другого судна. Отсеки - внутренние помещения на судне,
разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми
переборками. Оттяжка - трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с
помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и
закрепляется в нужном положении.
П Пал - чугунная
тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые
заводятся швартовы. Палуба - горизонтальный ярус корабля. Начиная
сверху имели следующие назначения: квартер-дек - открытая палуба для
управления судном; опер-дек - верхняя батарейная палуба;мидель-дек -
средняя батарейная палуба; орлопдек - палуба жилых и служебных
помещений;трюм - самая нижняя палуба. Встречаются другие наименования
палуб. Пароходофрегат - военный корабль переходного периода от
парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и
паровую машину. Пакетбот - двухмачтовое парусное судно для
перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т,
вооружение от 12 до 16 пушек. Пеленгатор - прибор, установленный на
компасе, служащий для взятия пеленгов или направлений на земные
предметы или небесные светила. Пеньковый трос - растительный трос,
изготовленный из волокон луба конопли. Перлинь - трос кабельной
работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102 - 152 миллиметра). Перо
руля - действующая часть руля. Перты - закрепленные под реями тросы,
на которых стоят работающие на реях люди. Пинка - парусное
коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII
веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море.
Планшир - самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт
-продолжение борта выше открытой верхней палубы). Пластырь -
устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса
судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной
пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой.
Плашкоут - плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для
промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что
их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или
всю ширину реки. Погонное орудие - орудие на парусных судах,
установленное для стрельбы прямо по носу. Подпёрток - короткие
шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких местах.
Полубак - носовая надстройка на баке корабля. Полуют - возвышенная
часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.
Понтон (от лат. "ponto" - мост на лодках) - плавучее сооружение для
поддержания на воде различных устройств за счет собственного запаса
плавучести. Порт - герметически закрывающиеся вырезы в бортах
судов. Прам - плоскодонное артиллерийское парусное судно ХVIII в.
Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у
берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений
Привальный брус - деревянный брус, идущий вдоль судна и крепящийся к
шпангоутам; на него кладутся концы бимсов. Прихватить - слегка
закрепить: наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой - это значит
подвязать временно. Прорезание строя (линии баталии) - тактический
прием кораблей парусного флота, позволявший нарушить линию баталии
противника и сосредоточить усилия против отсеченной части его сил. В
момент прохождения между двумя вражескими кораблями, находящимися в
линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность вести
сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей
противника. Огнем поражались носовая и кормовая части двух кораблей
противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также
рангоут вражеских кораблей. С другой стороны, огонь противника был в
этот момент слабым, т.к. носовых и кормовых орудий на парусных судах
было во много раз меньше, чем бортовых орудий. Прорезание строя
противника в нескольких местах давало возможность атаковать его
окруженные суда с двух сторон - "взять противника в два огня". Этот
тактический прием наиболее успешно применялся в русском (адмиралы
Ф.Ф.Ушаков и Д.Н.Сенявин) и английском (адмиралы Д.Родней и Г.Нельсон)
флотах. Прядь - вторая по толщине составная часть троса, свитая из
каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.
Путенс-ванты - связи, идущие от вант из-под марса к боковым его
кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться
вверх от стеньтяги стень-вант.
Р Раздернуть снасть -
полностью отпустить, ослабить снасть. Рангоут (от голл. "rondhout"
- круглое дерево) - на судах парусного Флота под рангоутом
подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов,
предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы
сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы,
выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются
рангоутными деревьями. Затем все главные части рангоута (мачты, бушприт,
реи) стали изготавливать из стали или копозитов. Растительный трос
- трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы,
кокоса и др.) Рей - рангоутное дерево, подвешенное за середину при
помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для
крепления сигнальных фалов. Рейд - часть акватории порта для
якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн;
внутренний рейд защищен естественными или искусственными преградами от
ветра и волн. Риф-бант - полоса парусины, нашиваемая на парус
параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех
местах, где основан риф-штерт или сезни. Риф-леер - снасть на прямом
парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для
привязывания паруса, риф-сезенями при взятии рифов. Риф-сезень -
конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп,
удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда
берется риф. Риф-штерты - короткие тросы, ввязанные в люверсы и
служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на
малых парусных судах. Ростры - совокупность запасных рангоутных
деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на
шкафуте. Рострами в последствии стали называть часть палубы средней
надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой
поддерживают пиллерсы. Роульс - каток, отлитый из чугуна или
|